Вечные темы Статьи

Эрнст Кассирер (1874-1945)

Обозрев основные направления мысли о человеке от античности до начала ХХ столетия, Кассирер говорит, что личный фактор выходит на передний план. Есть много концепций. Но нет метода. Необходимо заново поставить вопрос о человеке. Человек живет в лабиринте многочисленных знаний, которые накопил с древнейших времен. Только долго не осознавал, что он в лабиринте. Мысль приобретает размах в каждой из наук, но именно это ставит человека в ситуацию потерянности, он ощущает себя заблудившимся в лабиринте знаний. Всякая наука – отдельный фрагмент опыта мира. Чтобы мысль вернулась к себе, нужно специальное усилие. И вот, Кассирер создает символическую концепцию культуры – не давая развернутой «теории символа». Ему не нужна такая теория. «Символ» можно заменить другим понятием. Например, «знаком» – это нечто все равно непостижимое, но мы знаем, как оно работает. Кассирер предлагает по-новому описать специфику человеческого опыта и вернуть человека к поискам самого себя.

Марк Сэджвик "Традиционализм как форма критики совре-менной цивилизации"(2019)

Секулярные догмы и кризис современности

На секулярные догмы Генон обрушивается в четвертой главе, «Наука сакральная и наука профаническая». Она направлена против одного из главных столпов секулярного миро-воззрения, развитие которого в XIX столетии шло рука об руку с открытиями естественных наук, — символическим отражением этого процесса стала работа Чарльза Дарвина «О происхождении видов» ,1859. Генон противопос-тавляет сакральное знание, которое идет от первичных принципов, секулярному естество-знанию, которое, по его мнению, игнорирует или даже отрицает первичные принципы, пото-му что утверждение позитивистов, что, если мы не в состоянии наблюдать какое-либо явление, его можно игнорировать, равносильно отрица-нию. Для Генона методологический агности-цизм — «признание собственного невежества» . Генон еще более категоричен: с его точки зрения, выводы естественных наук ложны, потому что ошибочен сам метод, применяемый в естественных науках.

Марсилио Фичино (1433-1499) "Платоновская теология о бессмертии души" (1469-1474)

Марсилио Фичино (1433-1499)

Термин philosophia perennis -- Вечная философия -- был введен в 1540 году католическим ученым Марсилио Фичино для того, чтобы описать одно из прозрений -- одного из важнейших предшественников традиционализма. Фичино был священником, председателем Платоновой академии Флоренции в XV веке и одним из важнейших деятелей итальянского Возрождения. Фичино считал, что интерес, возникший в XV веке к творчеству Платона, был даром Божьим, ниспосланным для того, чтобы дать людям философские аргументы в поддержку христианства. Он считал, что Платон и христианство должны пользоваться равным авторитетом, поскольку они суть одно: «законная религия не отличается от истинной религии, и законная религия не отличается от истинной философии».Там, где современный западный человек мог бы оправдывать религию, придавая ей некую философскую окраску, Фичино действовал в обратном направлении, придавая философии религиозный колорит. Для Фичино Бог -- источник как учения Христа, так и учения Платона, а Вечная философия предшествовала обоим этим учениям и тем самым объединяет их. Все религии имеют единое происхождение, которое является единой изначальной религией, принявшей впоследствии разнообразные формы, среди которых зороастризм, религия Древнего Египта, учение Платона, христианство.

Название статьи

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Название статьи

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Название статьи

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

А.В. Иванов Мир сознания

Монография доктора философских наук А.В.Иванова посвящена задаче построения философско-теоретической систематически развернутой модели сознания, синтезирующей результаты и методы его изучения, полученные к различных областях современного научного знания, философских традициях, религиозных и мистических, сферах духовного творчества.

Название статьи

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Название статьи

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.